Как правильно перевозить КРС
Rusopt24.ru

Все про химию

Как правильно перевозить КРС

Правила перевозки животных автомобильным транспортом

Автомобиль удобен и доступен для доставки различных грузов. Автотранспортом пользуются и для перевозки скота — овец, птиц, свиней и других представителей фауны.

Основные правила

Автомобильный транспорт используется для перемещения животных на небольшие расстояния — до 500 км. Для этого берут чаще всего скотовозы с полуприцепами деревянно-металлической конструкции. Внутреннее пространство при необходимости перегородками делят на отсеки. Учитываются климатические условия. В теплое время года кузов защищают от солнца, в холодное — от низких температур. В полу не должно быть щелей, его делают цельным.

Если перевозка осуществляется на постояннодействующих маршрутах, то может возникнуть потребность в оборудовании постоянных мест для поения скота и складирования отходов жизнедеятельности по пути следования.

Согласно ветеринарно-санитарным правилам, перед перевозкой животных автомобильным транспортом в день отправки осматривают и измеряют их температуру, проводят необходимые процедуры, в том числе и направленные на снятие стресса.

Запрещено перевозить скот на самосвалах и бортовых автомобилях после того, как в нем транспортировались ядовитые продукты.

При внутрироссийских перевозках осуществляется ветеринарный контроль — при погрузке и выгрузке, по маршруту в пунктах отдыха, которые согласовывают с местными органами власти.

Требования к автомобилю

Бортовые автомобили для перевозки животных оборудуют специальными приспособлениями и конструкциями. Это могут быть деревянные щиты или решетки из металла, устройства, к которым привязывают скот. Длина стойла составляет не менее 2,2 м, ширина — от 1,8 м, боковые поперечные перегородки в высоту должны быть 1,2 м. На дне кузова обустраивают подстилку из соломы, опилок.

Если перевозка осуществляется в крытом транспортном средстве, то необходимо, чтобы по всей площади стенок были равномерно распределены вентиляционные люки. Отверстия для проветривания необходимо предусмотреть и в нижней половине, что позволяет выводить газообразные продукты жизнедеятельности, которые могут быть ядовитыми.

Обязанности сторон

Перевозчик не несет ответственности, если во время доставки начался падеж. То же, когда заказчик услуги неправильно разместил или закрепил клетки, самих животных в кузове или не известил о необходимом температурном режиме.

Отправитель назначает экспедитора-ветеринара, по одному для каждого автомобиля. На этого специалиста возлагается в дороге задача по поению, кормлению скота, а также их охране. По прибытии в пункт назначения он сдает живой груз получателю. Если перевозка осуществляется колонной, то допускается выделять одного экспедитора на 2–3 машины.

Нередко случается, что во время длительной транспортировки животные заболевают или начинают погибать. В функции экспедитора входит поиск и обеспечение ветеринарной помощи подопечным. Для того чтобы узнать, где находится ближайшая ветклиника, можно обратиться к ближайшему посту ГАИ.

Функции экспедитора в ряде случаев берет на себя водитель с навыками ветеринара. Тогда этот пункт прописывают в договоре на транспортировку.

Когда длительность поездки превышает шесть часов, то отправитель предоставляет для скота необходимое количество кормов.

После выгрузки получатель очищает кузов автомобиля, проводит его дезинфекцию соответственно санитарным требованиям. Обычно используют раствор формальдегида в концентрации 2%.

Погрузка и выгрузка

Перед транспортировкой волосяной покров скота чистят щеткой. Копыта обрабатывают раствором сульфата меди (10%) либо формальдегида (5%).

Для погрузки используют трапы, рампы, сходни или другие подобные приспособления. Покрытие у них не должно быть скользким, что снижает вероятность травм. По бокам устанавливают дополнительные ограждения. Запрещено при загоне бить животных, хватать их за любые части головы, ноги, гриву, хвост. Чтобы упростить и ускорить погрузку, используют хлопушки, приманки. Для взрослых особей рогатого скота и свиней применяют также электрические погонялки, но воздействуют ими только в задней части тела.

Перед погрузкой животных группируют, беря за основу такие критерии:

В автомобиль загружают только однополых особей одного вида. В противном случае в кузове устанавливают перегородки.

Ответственный за погрузку (обычно зоотехник или ветеринар) осматривает и подготавливает погрузочную площадку, кузов автомобиля. Согласно правилам перевозки животных, автомобильным транспортом можно пользоваться только в том случае, если он тщательно очищен и продезинфицирован, а из конструктивных элементов не выступают острые, колющие и режущие детали, которые могут стать причиной ранения живого груза.

Крупных животных, скот размещают головой вперед и привязывают. Лошадей перевозят раскованными. Допускается перевозка молодняка овец и другого скота автотранспортом без привязи. Однако тогда необходимо предусмотреть достаточно места для лежачего положения. Во избежание излишней скученности, обусловленной, например, торможением, устанавливают перегородки.

Документы

Перевозчику на руки выдают ветеринарное свидетельство, а когда это необходимо — и решение карантинной службы. Документы оформляются в соответствии с Приказом Минсельхоза № 422.

Для перевозки потребуется стандартный набор бумаг:

  • путевой лист;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ветеринарное свидетельство на корм с указанием результатов исследования по качеству продуктов.

Если предстоит международная перевозка животных, находящихся под угрозой исчезновения, то грузоотправитель должен позаботиться и о разрешении СИТЕС.

При отправлении скота на убой оформляются такие документы:

  • опись, в которой указывается номер бирки (тавра);
  • товарно-транспортная накладная, 2 экземпляра отдают перевозчику;
  • ветеринарное свидетельство при отправке за границы области, подписанное главным ветврачом района (действует трое суток);
  • акты на выбракованных особей.

Ветеринарное свидетельство должно содержать такие сведения:

  • число голов;
  • куда отправляют груз;
  • оценка благополучия местности относительно заболеваний среди животных;
  • данныео прививках, аллергических реакциях и специальных обработках, с указанием даты проведения.

Особенности экспортно-импортных перевозок

Для такого вида транспортировки необходимо получить разрешение Главного государственного ветеринарного инспектора РФ. Документ оформляют по запросу из территориального органа управления ветеринарии, под контролем Россельхознадзора. Чтобы получить разрешение на ввоз животных, в документе называют пункт полного таможенного оформления, маршрут, остановки (указывают необходимость выгрузки).

Осуществляя международный транзит по территории РФ, в Россельхознадзор предоставляют согласие соответствующего территориального отделения этого органа, а также управления ветеринарии. Среди данных обязательным пунктом является путь следования.

Таможенное оформление завершается после ветеринарного контроля в местах пропуска через границу, а при транзите — по всему маршруту.

Особенности транспортировки

Перевозка некоторых животных имеет особенности и нормативы, которые следует соблюдать.

Лошади

Для перевозки лошадей обычно используют специальный вид грузовиков — батманы. Такие прицепы удобны тем, что даже неидеальное качество дорожного покрытия не причиняет особого дискомфорта из-за усиленных амортизаторов. При использовании обычного грузовика деревянными щитами удлиняют борта прицепа до 2,5 м. Возле передней стенки крепят брус в поперечном направлении — «грудину» — временное стойло.

Транспортировка лошадей осуществляется на близкие расстояния. Если она длится больше суток, то в дороге каждые 6–8 часов нужна выгрузка для выпаса. Особенно важно делать такие остановки, если особь готовят для участия в бегах.

В транспорте температура воздуха должна быть на уровне 15–20 °С, а влажность — от 60 до 75%. Зимой от холода тело защищают попонами.

Не допускается транспортировать больных животных, поскольку дорога для них является стрессом, отчего их состояние только усугубляется.

Ноги лошади фиксируют ватниками и бинтами, но повязки не должны быть тугими. Если перевозится в одном автомобиле женские и мужские особи, то впереди располагают жеребцов, а за перегородкой — кобыл. При этом для первых берут уздечку короче.

Коровы, телята

Для перевозки коров, телят используют автотранспорт с водонепроницаемым полом. Перед отправкой стелют солому или другую подстилку, которая не допускает скольжения ног, копыт. На одного теленка массой около 50 кг приходится площадь 0,4–0,75 кв. м.

Свиньи

Этот вид сельскохозяйственных животных плохо переносит дорогу. Поэтому транспортировка не должна продолжаться более 5 часов, после увеличивается вероятность болезни.

Для перевозки свиней борта автотранспорта не должны быть ниже метра. Чтобы удалять навоз и мочу, иногда в кузове размещают сетку высотой до 20 см, через которую продукты жизнедеятельности истекают.

В холодное время года температуру воздуха в кузове поддерживают на уровне не ниже 15 °С. Свиньи не переносят жары, поэтому по правилам перевозки в автомобильном транспорте важно накрывать тентом кузов в дороге.

Кур помещают в клетки, которые должны быть достаточно легкими, но при этом прочными, с решетчатыми верхними и боковыми стенками. Чтобы птицы не испытали стресса, их рекомендуют загружать при минимальном освещении, когда они плохо видят.

Внутри должно быть достаточно места, поскольку теснота приводит к гибели. Допустимыми считаются такие нормы на 1 кв. м:

  • куры средней массы — 20 особей;
  • цыплята — 30 особей.

Ветеринары не рекомендуют транспортировать этот вид птиц на расстояния, превышающие 100 км, наибольший промежуток пребывания в клетках — пять часов. Если время транспортировки превышает 6 часов, то вероятные потери поголовья достигают 3,5%.

Пчелы

Пчел перевозят в ульях или пакетах из фанеры при температуре около 8 °C. Транспортировка разрешается летом или в переходной период. Ульи устанавливают ярусами, чтобы вентиляционные отверстия оставались открытыми для притока воздуха. Расстояние между рядами делают с таким расчетом, чтобы между ними мог пройти человек.

Нарушение правил перевозки животных в автомобиле чревато штрафными санкциями. Помимо того, если органы надзора докажут вину юридического лица, то могут потребовать приостановление деятельности на срок до трех месяцев.

Как правильно перевозить крупный рогатый скот

Содержание

Транспортировка крупного рогатого скота должна проходить в соответствии со всеми правилами и стандартами. К транспорту предъявляются повышенные требования относительно грузоподъемности, безопасности и вместительности. Также средства транспортировки должны оборудоваться дополнительными средствами, призванными обеспечить должное содержание крупнорогатого скота во время перевозки. Существует несколько способов перевозки животных, и выбор одного из них зависит от объема стада, дальности следования и климатических условий.

Требования к перевозке крупного рогатого скота

Перед погрузкой крупного рогатого скота для его транспортировки, все животные должны пройти ветеринарную проверку для подтверждения их состояния здоровья. Только полностью здоровые особи допускаются к массовой перевозке скота. Также транспортировка разрешается исключительно из тех районов или животноводческих хозяйств, на территории которых не были зафиксированы вспышки заразных болезней и не введен карантин.
В 30-тидневный период перед отправкой всем особям крупного рогатого скота должны быть сделаны необходимые прививки и ветеринарная обработка. Также, если перевозка будет продолжительной, животных за 30 дней начинают кормить специальным кормом, который будет использоваться во время транспортировки. Это необходимо для предотвращения развития у животных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Во время транспортировки крупнорогатого скота любым видом транспорта необходимо осуществлять остановки каждые 5-6 часов для осуществления контроля за животными. Проверяется их состояние здоровья, условия перевозки, наличие пищи и воды и пр. Если перевозка скота занимает больше 12 часов, то животные каждые 10-12 часов должны покидать место транспортировки для осуществления кормления и отдыха.
Транспортируемый крупнорогатый скот необходимо жестко фиксировать при помощи жесткой сцепки на своих местах. Взрослых быков нужно перевозить привязанными на безопасном расстоянии друг от друга, размещенными головой вперед. Молодые особи крупного рогатого скота могут перевозиться без привязи, но необходимо обеспечить достаточно места в кузове, чтобы они все могли разместиться на полу в лежачем положении.

Читать еще:  Правильное хранение картофеля на зиму

Погрузка и выгрузка крупнорогатого скота

Непосредственно перед самой погрузкой крупного рогатого скота в транспорт проводится еще один осмотр животных ветеринарным врачом. Животные, допущенные ветеринаром к погрузке, должны быть доставлены на специальные погрузочно-разгрузочные площадки. Для загона скота в кузов или вагон используют трапы, мостики, или рампы, покрытые материалами, исключающими соскальзывание животных. Данные средства погрузки должны быть оборудованы боковыми ограждениями, чтобы не допустить падение и получение травм крупнорогатого скота.
При погрузке животных не допускается применение по отношению к ним физической силы. Возможно только в крайних случаях использовать электропогонялки, и то только к взрослым особям. В основном животных загоняют приманками, либо хлопушками. Также запрещено втягивать животных в кузов или вагон за голову, хватая их за уши или рога.
Процесс загрузки должен осуществлять в светлое время суток, чтобы было возможно провести тщательный осмотр и исключить вероятность получения травм животными. Допускается погрузка и в ночное время, но только при наличии достаточного освещения. Трап, который используют для загона скота, должен быть наклонен по отношению к плоскости земли не более чем на 30 градусов. Высота боковых ограждений трапа должна соответствовать высоте животных.

Транспорт для перевозки крупнорогатого скота

При необходимости перевозки крупного рогатого скота на небольшие расстояния и при нормальных погодных условиях допускается их доставка гоном. Однако особенности рельефа не всегда позволяют это осуществлять, поэтому чаще всего для этих целей используется транспорт. При перевозке животных между соседними хозяйствами и скотобойными фермами чаще всего применяют специальный автотранспорт – полуприцепы-скотовозы. Они обладают высокой вместительностью и грузоподъемностью – в кузове за один раз можно перевезти порядка 15 взрослых голов скота.
При перевозке крупнорогатого скота железнодорожным транспортом, используются специально оборудованные вагоны. Располагаться в них животные могут двумя способам – в два ряда параллельно направлению движения головами к центру, либо в один ряд, перпендикулярно движению вагона. Прямо в вагоне оборудуются кормушки, посредствам которых осуществляется кормление и поение животных. Взрослого скота в один вагон помещается порядка 12 голов, при перпендикулярном позиционировании помещается больше особей, чем при параллельном.
По воде крупный рогатый скот может транспортироваться на специальных двухъярусных баржах. Однопалубные суда используется для перевозки животных по морю. За один раз на одном таком судне можно переправить до 500 голов взрослого крупного рогатого скота. Для каждой особи выделяется отдельное место, оборудованное кормушками и питьевыми корытами.

Перечень документов для перевозки крупнорогатого скота

Для перевозки крупного рогатого скота, не зависимо от вида транспорта, необходимо наличие следующих документов:

  • Все экземпляры накладных, выданные отправителем;
  • Ветеринарные сертификаты (все необходимые формы) и свидетельство;
  • При вывозе КРС за рубеж (вне СНГ), необходимо письменное разрешение Министерства сельского хозяйства и транзитные документы;
  • Отметка Госветнадзора в сертификате разрешении перевозки;
  • Груз не принимается к транспортировке, если сопроводительные документы были заполнены разными чернилами, с исправлениями, неясным и неразборчивым почерком, без печати, без указания или неполного указания должностей ответственных лиц и их подписей.

Поделиться в соц сетях:

смотрите также

Полезные материалы

Создание Таможенного союза и ТК привело к новшествам, в том числе структурным, в институте участников ВЭД. Появление нового специалиста – уполномоченного экономического оператора – одно из нововведений в сфере внешнеэкономической… подробнее

Топливо входит в обширную группу «нефтепродукты» и поставляется в основном на экспорт в другие страны. В этом случае продукция не облагается акцизами. Государству выгодно поставлять товар на продажу. Однако это… подробнее

новости компании

Новый маршрут для поставок в Европу и через Европу Xian railway – Marashevich railway CY-CY 2300USD 40НС Xian railway – Poznan railway CY-CY 2600USD 40НС Чтобы узнать подробности звоните — +7 (499) 400-54-60… подробнее

У нас есть возможность везти груз не дожидаясь формирования машины, а сразу под любые контракты мелкими партиями. Операционно можно грузить автобусы Mercedes-Benz Sprinter с прицепом под таможенным контролем. Срок доставки Рига-Москва 2-3 дня в зависимости от очередей на границе. подробнее

Особенности организации транспортировки крупного рогатого скота

Выращивание и размножение крупного рогатого скота – одна из наиболее масштабных отраслей в животноводстве. В процессе выращивания КРС нередко возникает необходимость в его транспортировке как для дальнейшего забоя на мясо, так и с целью размножения, ветеринарных процедур или же для селекции в ином фермерском угодье. Транспортирование животных живым весом – это непростая задача для исполнителя процедуры, требует выполнения установленных норм и правил, а перевозка скота усложняется ещё и тем, что особи характеризуются крупными габаритами. В этой статье рассмотрим особенности перемещения крупного рогатого скота, ключевые требования к выполнению процедуры и виды транспорта, допустимые к эксплуатации для перевозки животных.

Как правильно перевозить крупный рогатый скот.

Требования к транспортировке КРС

Вне зависимости от конечной цели – забой скота или дальнейшее разведение, его перемещение с отправного пункта до точки назначения должно осуществляться исключительно с выполнением определённых правил. Основной целью грузоперевозчика является доставка живого товара к месту назначения в целостности и невредимости. Если при транспортировании не соблюдены основные стандарты, скот может пострадать физически, что в последующем для фермера выльется в длительное восстановление здоровья особей. Транспортирование скота с несоблюдением правил перевозки в забойные пункты также имеет неприятные последствия, которые выльются в ухудшение качества мясной и кожной продукции. Перевозка скота крупнорогатой породы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

  1. Перед отправкой все особи должны пройти ветеринарно-санитарный контроль, с помощью которого удостоверяется состояние здоровья КРС.
  2. В течение последнего месяца до перемещения КРС массовым количеством каждая перевозимая особь должна пройти полную ветеринарную обработку, включительно с обязательными прививками.
  3. Если предполагаемая перевозка будет занимать длительный период, в тридцатидневный период до транспортирования важно перевести скот на специальный рацион, применяя корма, которые будут использоваться для кормления в пути. Смена питания производится с целью исключения вероятности проблем у скота с желудочно-кишечным трактом в дороге.
  4. Длительные перевозки проводятся с обязательными остановками, не реже чем каждые шесть часов, для контрольных проверок состояния животных, наличия у них пищи и воды. Каждые десять часов должны осуществляться так называемые «привалы», когда животных выводят из грузоперевозочного транспорта для отдыха и кормления.
  5. Крупнорогатые животные должны быть зафиксированы в транспорте, независимо от его вида, посредством жёсткого крепежа на местах, что исключит их травматизм во время следования. Если перевозятся молодые животные, допустимым считается их размещение без фиксации, однако, при этом должны быть учтены объёмы перевозочного транспорта: для особей должно быть достаточно места, чтобы они могли расположиться на полу в лежачей позиции. Крупные особи, в частности, взрослые быки, должны размещаться на безопасном друг от друга расстоянии.
  6. Категорически запрещено вывозить животных из регионов, в которых на момент планируемой перевозки зафиксированы вспышки инфекционных заболеваний, или введён официальный карантин.

Рассмотрим более подробно, как правильно перевезти КРС автотранспортом с учётом правил и особенностей погрузки и выгрузки животных, выбора транспорта и необходимой документации для законного осуществления операции.

Загрузка и разгрузка

Крупнорогатые животные, в отличие от других видов живности, характеризуются масштабными размерами и достойными весовыми параметрами даже в молодом возрасте, что исключает возможность их погрузки или выгрузки с помощью физической силы или механических приспособлений. Процессы погрузки скота и его разгрузки предусматривает натуральность процедуры, согласно установленным стандартам, осуществляются путём естественного загона особей в перевозочный транспорт. При загрузке и выгрузке скота категорически запрещено применять физические стимуляторы, которые могут спровоцировать животных на агрессию.

Допускается стимулирование взрослых животных с помощью специальных электропогонялок, при этом к молодняку такие приспособления не применяются. Категорически запрещается втягивать или толкать животных, хватать за отдельные части тела, что опасно не только травматизмом животных, но и появлением у них агрессии к погрузчикам со всеми вытекающими последствиями.

Главная задача при перевозке крупного рогатого скота – гарантировать животным максимальный уровень комфорта, исключить вероятность травматизма особей. Для погрузки и выгрузки должны использоваться транспортные средства, модифицированные специальными трапами, рампами или мостиками, по которым животные беспрепятственно смогут попасть в перевозочное помещение. Приспособления для загона скота должны иметь наклон к поверхности земли не больше тридцати градусов. Средства для комфортной погрузки должны иметь противоскользящее покрытие и профильные ограждения, соответствующие росту животных, что исключает риск травматизма особей. Загрузка и выгрузка КРС должны реализовываться в светлое время суток, что позволит координировать процессы, осуществить основательный ветеринарный осмотр животных и избежать травматизма. Если планируется погрузка или выгрузка скота в ночное время суток, тогда стоит обеспечить место для загрузки качественными осветительными приборами.

Транспорт, предназначенный для перемещения КРС

Перемещение крупнорогатого скота из отправного места в пункт назначения производится разными видами транспортных средств, а также гоном. Своим ходом крупнорогатые особи могут перегоняться в случае, если между отправным и финальным пунктом небольшое расстояние, а рельеф местности позволяет осуществить процедуру без ущерба для здоровья животных. В иных случаях транспортировка животных крупнорогатой породы осуществляется разными видами транспортных средств, при этом допустима эксплуатация автомобильного, водного, воздушного или железнодорожного транспорта. Наиболее часто при транспортировке скота используются автотранспортные специализированные средства, именуемые скотовозами. Преимуществами этого вида транспорта являются достойная вместительность и грузоподъёмность, заводское оборудование, позволяющее комфортно и надёжно переместить животных, с минимальным риском для их здоровья. Преимуществом современных скотовозов являются следующие особенности:

  • достойные габаритные параметры;
  • устойчивые и надёжные конструкционные особенности, модернизированные стойла с прочными задвижками и отдельными отсеками для животных;
  • присутствие тентов, которые позволяют защитить поголовье от неблагоприятных климатических и погодных условий;
  • наличие вентиляционной системы и приспособлений для автоматизированного сбора навоза;
  • присутствие функции обогрева, которая актуальна в холодное время года;
  • нескользкий и цельный напольный настил;
  • наличие внутренних осветительных приборов, которые позволяют проконтролировать состояние животных в ночное время суток;
  • наличие оборудованных поилок для животных с внутренней подачей воды к резервуарам;
  • присутствие специального трапа, модернизированного высокими боковыми ограждениями, что позволяет безопасно загружать и выгружать скот.
Читать еще:  Сладкий перец: выращивание в теплице

При транспортировке скота автомагистралями допустимой также считается эксплуатация скотовозных полуприцепов, оборудованных согласно установленным стандартам. Преимущественно их эксплуатация оправдана только в ситуациях, когда планируется недлительная перевозка, между близлежащими фермерскими угодьями или к скотобойному пункту. При транспортировании животных водными путями или железнодорожным транспортом используются специфические баржи и оборудованные вагоны соответственно. Перевозка железнодорожным транспортом животных возможна на расстояние не более восьмисот километров, при этом вагоны должны соответствовать ветеринарным стандартам.

Водоходные баржи являются наиболее грузоподъёмными, так как позволяют вместить половину тысячи особей за одну отправку. К эксплуатации допускаются только судна, которые имеют сертифицированное разрешение на транспортировку КРС, соответствуют нормативным ветеринарным требованиям. Водный транспорт должен быть оборудован всеми необходимыми средствами для погрузки и разгрузки особей, их кормления в процессе перевозки, уборочными приспособлениями. Основным требованием при транспортировке КРС посредством водного транспорта является наличие отдельного проводника на каждые двадцать единиц перевозимых животных.

Авиаперевозки применительно к КРС преимущественно практикуются при международном обмене животными с целью их дальнейшей селекции. Законодательство санкционирует для перевозки эксплуатировать специально оснащённый воздушный транспорт, позволяющий одновременно транспортировать не более двухсот единиц КРС. Салон самолёта для транспортирования должен быть снабжён необходимым количеством питья и корма для скота, с запасом на случай задержки рейса. При авиаперевозках поголовье должен сопровождать опытный персонал, обученный обращению с животными, а также ветеринарный специалист, который сможет предоставить компетентную медицинскую помощь особям в пути, при возникновении такой необходимости.

Решать, каким видом транспорта осуществить перевозку скота, в каждом определённом случае стоит исходя из особенностей пути, наличия автотранспортных или других маршрутных соединений между отправным пунктом и местом назначения, количества перевозимых особей и рекомендаций ветеринарных экспертов.

Санкционирующая транспортировку КРС документация

Перевозка крупного рогатого скота контролируется законодательством и возможна исключительно на основе документальной базы. Чтобы застраховать себя от проблем с контролирующими органами, необходимо перед осуществлением транспортировки подготовить все необходимые сопроводительные бумаги. Независимо от вида эксплуатируемого транспорта, пакет сопроводительных бумаг должен состоять из следующих документов:

  1. Транспортная накладная, оформленная и заверенная отправителем, а также путевой лист.
  2. Ветеринарное свидетельство, дополненное сертификатами установленного образца. Сертификат о допуске крупнорогатого скота к транспортировке должен быть заверен Госветнадзором.
  3. Санитарный паспорт от ветеринарного эксперта.
  4. Разрешение от ветеринара, выданное после непосредственного осмотра животных перед отправкой.
  5. При осуществлении экспорта животных с выездом за пределы границ РФ требуются документальный допуск от Министерства сельского хозяйства, транзитная документация.

Транспортировка домашних животных автомобильным транспортом в пределах района может осуществляться по упрощённой схеме. Для местной доставки автотранспортом достаточно наличия ветпаспорта КРС, ветеринарного свидетельства, составленного согласно форме 1, и справки, заверенной главврачом ветеринарной службы района, которая удостоверяет разрешение на перевозку животного к пункту назначения.

Подведём итоги

Несанкционированная транспортировка крупного рогатого скота, даже при незнании отправителем законов, подразумевает серьёзную ответственность. Чтобы избежать проблем с законом, стоит предварительно изучить все требования к транспортировке, предусмотреть наличие необходимой документации, а также создать условия для перемещения КРС.

Наиболее популярным видом транспорта, применяемым для перемещения крупнорогатого скота, на территории РФ является автотранспорт, а именно специализированные скотовозы.

Прежде чем сделать выбор в пользу определённой транспортировочной компании, проверьте законность её деятельности, а также наличие установленных законодательством условий для перевозки. Избегайте эксплуатации неисправных, старых или некорректно оборудованных машин, так как это может негативно отразиться на состоянии здоровья перевозимых особей, стать причиной проблем с исполнительными инстанциями, а соответственно и вылиться в финансовые убытки.

Перевозка крупного рогатого скота

Перевозка коров, быков и молодняка может потребоваться не только для транспортировки животного на бойню или к ветеринарному специалисту, но и для продажи или временного переведения в другое хозяйство.

Для этой цели используют специальные автомобили – скотовозы, которые должны быть оборудованы всем необходимым для сохранения здоровья животных. Из этой статьи вы узнаете, по каким правилам осуществляется транспортировка, и какое оборудование нужно устанавливать в автомобилях.

Перевозка крупного рогатого скота

Взрослых коров и быков транспортируют на привязи головой вперед. Молодняк можно не привязывать, но места в кузове должно быть достаточно, чтобы все животные могли при желании лечь (рисунок 1).

Перед этим скот должен осмотреть ветеринар и выдать соответствующее разрешение. Если поездка длится менее шести часов, поголовье можно не кормить, но если ее продолжительность будет дольше, через шесть часов нужно сделать перерыв, напоить и накормить поголовье, а также очистить внутренее пространство от навоза. В видео приведен обзор одной из самых популярных моделей грузовика.

Правила

Перевозка скота регулируется особыми правилами, которые необходимо соблюдать вне зависимости от того, на какое расстояние транспортируют животное:

  • Ее осуществляют в специальных автомобилях (скотовозах). Если подходящего транспорта нет, используют автомобили с бортовыми платформами, а внутреннюю часть кузова оборудуют всем необходимым для транспортировки;
  • Можно использовать только те автомобили, в которых ранее не транспортировали ядовитые или токсические вещества;
  • Внутри кузова обязательно оборудуют отдельные стойла и места для привязи;
  • Сверху кузов прикрывают тентом, чтобы защитить животных от солнца.

Рисунок 1. Транспортировка крупного рогатого скота: 1 – телят, 2 – погрузка, 3 – перемещение взрослой коровы на привязи

Пол покрывают подстилкой, а животным выдают корма, а при длительной транспортировке делают остановки, чтобы особи могли поесть. В процессе езды нельзя делать резких рывков или превышать скорость.

Перевозка коров

При перевозке скота строго соблюдают все правила, описанные выше. Самым распространенным способом транспортировки считаются автомобили, но в некоторых случаях для этого используют железнодорожных или водный транспорт.

Перевозка стельной коровы

Транспортировка крупного рогатого скота всегда сопряжена с рисками, так как животное испытывает сильный стресс при этом. К стельным особям нужно отнестись особенно внимательно, поскольку резкие толчки и движения могут спровоцировать преждевременный отел.

Чтобы этого не произошло, стельную самку можно везти только в специально оборудованных грузовиках. На пол кузова обязательно выкладывают сено, а особь крепко привязывают так, чтобы она могла свободно лечь и встать. В процессе транспортировки, особенно на большие расстояния, нужно делать несколько остановок, чтобы дать животному отдохнуть и проверить его состояние.

Как правило, при соблюдении всех рекомендаций и аккуратном вождении перевозка стельной коровы проходит без осложнений.

Как перевезти корову автотранспортом?

Переместить поголовье из одного хозяйства в другое автотранспортом без ущерба для животного можно только в том случае, если транспортировка осуществляется на специально оборудованных грузовиках. Внутри кузова выкладывают подстилку и сено. Сверху обязательно должны быть вентиляционные устройства, а если поездка осуществляется в темное время суток зимой, нужно включать искусственное освещение и обогрев.

Рисунок 2. Чертеж скотовоза с размерами

Транспорт должен отвечать определенным требованиям. Его размеры приведены на рисунке 2.

Особь загружают внутрь очень аккуратно, чтобы животное не испугалось. Их нужно обязательно зафиксировать, чтобы не допустить перемещения животного по кузову в процессе. Перед этим поголовье нужно обязательно показать ветеринару и получить заключение о том, что здоровье животного позволяет транспортировать его в другое хозяйство.

Скотовоз

Наиболее оптимальным и распространенным способом перемещения крупного рогатого скота является автомобильный транспорт, хотя крупные партии скота могут транспортировать железнодорожным или водным транспортом.

Для этого используются специальные скотовозы, которые должны быть оборудованы в соответствии со всеми ветеринарными требованиями:

  • В кузове должна быть установлена приточная вентиляция, навозосборник и перегородка;
  • Перед транспортировкой животных кузов тщательно моют, дезинфицируют и проверяют, нет ли внутри него торчащих гвоздей или других опасных предметов.

Рисунок 3. Виды трапов для загрузки животных

Также должен быть трап для погрузки животных, кольца для их привязи и осветительные приборы. Внешний вид такого грузовика и его внутреннее обустройство приведены на рисунке 3.

Как загрузить скотовоз

Для загрузки автомобильный транспорт оборудуют специальным трапом, по которому животное попадает в кузов. Животных внутри нужно размещать равномерно, так как перевес в одну или другую сторону может ухудшить качество транспортировки и создать аварийную ситуацию на дороге.

Перед загрузкой нужно подготовить все необходимое для комфорта животных (рисунок 4). На пол выкладывают подстилку и качественное сено, при необходимости делают запас воды (если планируется поездка на большие расстояния). Кроме того, сверху кузов нужно прикрыть тентом или брезентом для защиты от солнца. Зимой оборудуют дополнительно отопление и освещение.

Самодельные скотовозы

Самодельные скотовозы используются для транспортировки скота только в небольших или частных хозяйствах. С их помощью можно перемещать животных только на небольшие расстояния, поскольку подобный транспорт, как правило, не отвечает всем государственным нормам.

Рисунок 4. Оборудование грузовика снаружи и внутри

Обычно под них переоборудуют грузовые автомобили с откидными бортами, к которым крепят трап для загрузки животных. Внутри обязательно оборудуют место для привязи. В некоторых случаях для этого используют прицепы с решетчатым или дощатым заграждением. Вне зависимости от типа самодельного грузовика, транспортное средство нужно зарегистрировать в государственных органах.

Условия транспортировки животных на убой

Транспортировка животных имеет важное значение для сохранения качества мяса, особенно в связи с различной восприимчивостью животных к стрессу и в связи с ее влиянием на послеубойные изменения и конечное качество мяса.

На снижение качества мяса при транспортировке животных влияют колебания температуры и влажности окружающей среды, продолжительность, расстояние, скорость и условия транспортировки, виды транспортных средств, методы подгона животных к месту погрузки, размещение животных в транспортных средствах и др.

Читать еще:  Лучшие советы по выращиванию обриеты

Перед транспортировкой животных подвергают ветеринарному осмотру и санитарной обработке. К транспортировке допускают только здоровых животных. На каждую партию транспортируемого скота выдают ветеринарное свидетельство, в котором указывают количество и вид животных, хозяйство и благополучие его в отношении заразных заболеваний.

Главное условие транспортировки скота — это соблюдение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил, обеспечивающих отсутствие потерь и травм животных. Практика и научные исследования показали, что транспортировка вызывает ухудшение физиологического состояния животных и качества мяса, получаемого после убоя.

При транспортировке животные возбуждаются при выгоне к месту погрузки, погрузке на транспортные средства, длительной транспортировке в неблагоприятных условиях. Стрессовые факторы у животных могут возникать под воздействием тепла, холода, ветра, солнечной радиации, голодания, адаптации к условиям транспортировки и непривычным кормам. Вибрация транспортных средств и скученность усиливают стресс животных. Характерным показателем влияния стрессовых факторов, возникающих при транспортировке, являются потери живой массы животных, зависящие от условий и длительности транспортировки. Неблагоприятные условия транспортировки животных могут вызвать их гибель, особенно в летнее время года. За последние годы в ряде стран увеличилась смертность свиней во время транспортировки, в частности в Бельгии она составляет 2,3%, ФРГ — 1,5, Голландии — 0,5, ГДР — 0,11, Болгарии — 0,5%. Увеличение смертности свиней во время транспортировки объясняют большой восприимчивостью к транспортным нагрузкам свиней, выращенных в промышленных комплексах. Это обусловлено также развитием мясности свиней, вследствие чего ослабляется сердечная деятельность организма.

Для создания нормальных условий транспортировки животных в жаркое время года автоскотовозы снабжены душевыми установками и принудительной вентиляцией. В некоторых странах время предубойной выдержки животных зависит от расстояния и продолжительности их транспортировки. В ряде стран предубойный отдых животных не производится.

Причиной стресса является повышенная температура и недостаток кислорода внутри транспортных средств. Эффективным способом понижения температуры внутри кузова является принудительная вентиляция. В этом случае даже при высокой температуре окружающей среды не наблюдается стресса животных и ухудшения качества мяса. Ведутся работы, в частности в Болгарии, по выведению пород животных, устойчивых к стрессу. Установлена взаимосвязь между физиологическим состоянием животных, влиянием условий перевозки, средствами подачи на убой и качеством мяса. После длительной транспортировки отдых может быть важным фактором для восстановления адаптируемости животного. Существует мнение, что стрессовые явления при транспортировке животных в большей степени влияют на качество мяса, чем при предубойной выдержке.

При применении для транспортировки несовершенных транспортных средств имеют место значительные повреждения кожного покрова, что обусловливает снижение качества шкур и туш. Установлено, что травматические повреждения у крупного рогатого скота, доставленного обычными бортовыми автомашинами, составляют 36—82%, а при доставке животных на автоскотовозах — 23,5%.

В зависимости от упитанности, типа и времени кормления, ухода и условий транспортировки потери живой массы могут составить для крупного рогатого скота 3,9—19,7%, свиней — 0,69—10,6%. Потери живой массы при транспортировке связаны в основном с уменьшением содержания гликогена. При наличии травм животных имеют место потери от удаления поврежденных тканей. В мышечной ткани, расположенной на расстоянии 3—5 см от места травмы, содержится почти в 2 раза меньше гликогена, чем в неповрежденных участках туши.

С целью ликвидации травм, падежа и снижения качества мяса необходимо при транспортировке создать оптимальные условия в скотовозах. Например, температура в кузове не должна выходить за пределы —5÷20° С в любое время года. Особое внимание следует уделять транспортировке молодняка ввиду возможности падежа. Проведенные в ГДР исследования показали, что при соблюдении условий транспортировки и расстоянии не более 70 км нет необходимости проводить предубойный отдых свиней. Это позволяет снизить необходимые площади баз предубойного содержания скота.

При транспортировке животных важное значение имеет температура воздуха. Высокая температура окружающей среды является одной из главных причин снижения качества мяса, а иногда гибели животных, чувствительных к стрессу, в частности свиней. Степень смертности животных при транспортировке возрастает в летнее время; установлена связь между смертностью и температурой окружающего воздуха в дневное время. Поэтому в летнее время года автотранспортировку животных, особенно свиней, рекомендуется проводить в ночное время или утром.

В том, что свиньи трудно переносят нагрузки при транспортировке, определенную роль играет форма тела. По сравнению с другими видами животных у свиней в меньшей степени благоприятно соотношение между массой сердца и туши. Существенной нагрузкой для животных является их перекармливание перед транспортировкой. Поэтому свиней не следует кормить в течение 12 ч до транспортировки.

Утомление животных во время транспортировки по железной дороге в 30% случаев привело к обсеменению мышц и внутренних органов кишечной микрофлорой, обнаруживалась также кокковая микрофлора. При эндогенном обсеменении первым органом, в который проникают микробы, является печень.

Транспортировка свиней машинами на расстояние до 100 км не влияет существенно на потери живой массы и выход мяса. Однако она может отрицательно влиять на pH мяса. Длительные перевозки животных снижают резервы гликогена в тканях и приводят к повышению pH мяса. Как показали работы ВНИИМПа, увеличение расстояния транспортировки с 40 до 100 км вызывает у свиней стрессорное состояние, которое проявляется уже после 60 км, что отмечено по увеличению массы надпочечников на 2,82% и снижению содержания в них аскорбиновой кислоты на 12,4%. При доставке скота автотранспортом на небольшие расстояния его можно направить на убой без предварительного отдыха.

При больших нагрузках при транспортировке происходит снижение водосвязывающей способности мяса, которое исчезает после 5 дней выдержки мяса. При чрезмерно больших нагрузках низкая водосвязывающая способность сохраняется при последующем хранении.

Для предупреждения травматизма при перевозках скота скорость движения автомобиля не должна превышать 60 км/ч по дорогам с асфальтобетонным покрытием; 45 км/ч — с булыжным и щебенчатым покрытием и 25 км/ч по грунтовым дорогам.

Основным условием современной транспортировки является конструирование транспортных средств, отвечающих всем требованиям. В настоящее время в связи с широким развитием специализированного автомобилестроения и строительством шоссейных дорог, возрастанием доли автотранспортировок и оснащением мясной промышленности специализированным автотранспортом создаются условия для сохранения качества скота. Практика доставки животных на мясокомбинаты показала, что транспортировка скота автомашинами, особенно при малом и среднем радиусе доставки, имеет ряд преимуществ перед железнодорожным транспортом: увеличение скорости доставки, возможность подъезда машин непосредственно в хозяйство, что ликвидирует лишние перегоны животных к месту погрузки. При загрузке и транспортировке животных специализированным автотранспортом они в меньшей степени подвергаются влиянию стрессов.

Для транспортировки свиней применяются специальные скотовозы, оснащенные гидравлическими подъемниками, автоматическими весами, вентиляцией, рифленым металлическим полом, передвижными перегородками для отделения животных, что предотвращает их сдавливание и окучивание. При конструировании скотовозов важнейшим условием является вентиляция.

При транспортировке животных автомобильным транспортом и по железной дороге важное значение имеют правильная погрузка и размещение животных в кузовах автомобилей и в вагонах и содержание их в пути следования. Транспортировку скота производят в обычных товарных или специализированных вагонах, которые оборудованы кормушками, корытами для воды, полками для запаса кормов. Погрузка животных на автотранспорт должна производиться на специальных эстакадах и мостиках; угол подъема в машину не должен превышать 30—35°.

Отрицательное воздействие стрессов на свиней устраняется при транспортировке их в контейнерах; предложено выращивание свиней в контейнерах по 10—12 голов с доставкой животных в контейнере к месту оглушения; при этих условиях животные до момента оглушения находятся в привычных для себя условиях, что исключает стрессовые явления, покусы. После доставки на мясокомбинат контейнеры вместе с животными сгружают на базе предубойного содержания или животных непосредственно из контейнеров без предубойной выдержки перегоняют в бокс для оглушения. Оглушение может производиться также в контейнере. Доставка свиней в контейнерах позволяет сократить число погрузочно-разгрузочных операций и уменьшить транспортные расходы. Транспортировка свиней в контейнерах с использованием механизированных средств погрузки и разгрузки облегчается, в частности, при промышленном откорме животных.

Для снижения стрессов и повреждений туш животных и потерь массы предложен также ряд других мероприятий. В настоящее время осуществляется строительство современных мясокомбинатов в непосредственной близости от сырьевой базы и строительство благоустроенных дорог, что обеспечивает сокращение радиуса и улучшает условия доставки. Рекомендуется во избежание нанесения травм крупный рогатый скот обезроживать в хозяйствах, в каждый вагон или автомашину грузить животных одного вида, пола, возраста и в тех же группах, в которых их выращивали. Недогрузка кузова тоже приводит к стрессу, так как животным трудно сохранять равновесие. Для снижения укусов и повреждений кожного покрова свиней при их транспортировке и подаче на убой на них надевают специальный недоуздок с резиновыми удилами. Для погрузки свиней рекомендуется применять лифты, так как погрузка с применением обычных средств возбуждает животных.

В ряде стран проводились эксперименты по применению при транспортировке транквилизаторов — препаратов успокаивающего действия, предотвращающих транспортные и предубойные стрессы. Однако установлено, что клинические симптомы, являющиеся основой при обнаружении заболеваний животных, изменяются при введении транквилизаторов, что вызывает затруднения в идентификации заболеваний. Кроме того, затруднено определение остаточных количеств препаратов, нет сведений о их безвредности для человека, инъецирование препаратов является трудоемким. Но при длительных транспортировках, возможно, целесообразно применение этих препаратов.

При транспортировке установлена связь между интенсивностью вентиляции и процентом падежа. Частота дыхания и температура тела являются показателем состояния животных. Улучшение качества мяса достигается при привязывании крупного рогатого скота. Расход гликогена в мышцах при этом сокращается на 8—41%.

В настоящее время стала настоятельной необходимость развития и укрепления прямых связей предприятий промышленности с колхозами и совхозами, приемка животных непосредственно в хозяйствах. Это позволит значительно ускорить продвижение продукции от места производства к местам переработки и лучше сохранить качество продукции, более равномерно снабжать предприятия сырьем.

Источник: Ю.Ф. Заяс. Качество мяса и мясопродуктов. Легкая и пищевая промышленность. Москва. 1981

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector