Культурные растения примеры и названия
Rusopt24.ru

Все про химию

Культурные растения примеры и названия

Культурные растения: примеры, фото и названия

Культурные растения изменили жизнь человечества. Исследователи считают, что благодаря их появлению увеличилось население, появилась собственность и разделение труда, развились товарообмен и цивилизации. Расскажем подробнее о том, какие растения называют культурными.

Культурные растения: общая характеристика

Культурное растение — это растение, которое выращивают люди с определенными целями. В их основе дикорастущие растения, измененные одним из таких способов, как:

  1. Гибридизация — процесс образования новых видов растений на основе объединения генетического материала различных видов.
  2. Селекция — отбор растений с качествами, нужными для человека.
  3. Генная инженерия — изменение генетической структуры растений для получения желаемых для человека качеств.

Появление культурных растений называют первой неолитической революцией в истории человечества. Этим термином обозначают переход человечества от присваивающего хозяйства, в основе которого были охота и собирательство, к производящему, основанному на земледелии и скотоводстве.

Неолитическая революция превратила мобильных кочевников в оседлые общества и изменила качество питания, что привело к резкому росту численности населения. Люди смогли выращивать растения самостоятельно и меньше зависеть от внешних обстоятельств.

Известно, что культурные растения появились одновременно в Старом и Новом Свете примерно 7–8 тыс. лет назад. Интересно, что ученые смогли легко найти родину большинства культурных растений, но не смогли найти дикорастущих предков некоторых из них. Так, например, не были выявлены дикорастущие предки картофеля и некоторых злаков.

Культурные растения удовлетворяют потребности человека не только в пище, но и одежде, среде обитания и сырье для животноводства.

Ученым до сих пор точно не известно, как именно появились культурные растения, которые вызвали неолитическую революцию. Вот наиболее распространенные теории их происхождения:

Обосновал теорию автор термина «неолитическая революция» Гордон Чайльд. Он считал, что в конце ледникового периода люди вынуждены были выживать на ограниченных территориях. Благодаря этому им пришлось научиться воспроизводить нужные для питания растения.

  • Теория холмистых склонов.

Авторы этой теории считают, что культурные растения появились в горах Тавра (Турция) и Загорса (Иран), где климат не был засушливым и позволил людям воспроизводить нужные растения.

Согласно этой теории, культурные растения появились из потребностей правящей элиты демонстрировать свои власть и могущество соплеменникам, организуя праздники. Для этого необходимы были запасы мяса и злаков, которые начали выращивать целенаправленно.

Некоторые исследователи уверены, что появление культурных растений стало не причиной роста населения, а его следствием. После ледникового периода численность населения увеличилась и, чтобы прокормить его, потребовались новые подходы. Так были одомашнены дикорастущие растения.

  • Теория целенаправленной эволюции.

Согласно этой теории, появление культурных растений стало результатом взаимного приспособления людей и растений. Первые заботились о дикорастущих растениях до их созревания, а вторые изменялись под влиянием внешней опеки.

  • Теория стабилизации климата.

Еще одна теория связывает появление культурных растений со стабильным и предсказуемым климатом после отступления ледников. Люди знали, что не будет резкого похолодания, и начали заботиться о полезных растениях.

Несмотря на то что исследователи не могут точно определить регион, в котором впервые были одомашнены растения, существует ряд предположений о том, где и какие культурные растения появились впервые.

Так, Николай Вавилов выдвинул теорию целенаправленного происхождения культурных растений. Согласно его предположению, существует семь центров, в которых в период неолита были одомашнены те или иные виды растений.

Например, более трети всех культурных растений (33%) появились в так называемом южноазиатском тропическом центре (Индии и Индокитае). Здесь были одомашнены рис, банан, цитрусовые, сахарный тростник и другие растения.

Еще 19% культурных растений происходят из восточноазиатского центра (центр и восток Китая, Тайвань, Корея и Япония). Этому центру человечество обязано происхождением гречихи, бамбука, вишни, грецкого ореха и ряда других растений.

Примерно 14% культурных растений появились в Средней и Малой Азии, Иране и Афганистане. Этому региону человечество обязано появлением злаковых и бобовых, чеснока и ряда фруктовых растений.

На средиземноморский центр приходится лишь 11% культурных растений, но среди них маслины, капуста, сахарная свекла и ряд других незаменимых в питании растений.

Около 10% культурных растений происходят из центральноамериканского центра, расположенного на территории Южной Мексики. Здесь появились кукуруза и табак, подсолнечник, какао и ряд других растений.

В так называемом андском (или южноамериканском) центре появились 10% растений, среди которых картофель, томат, арахис и сладкий перец.

Наконец, в эфиопском центре появились 4% культурных растений: пшеница, кофе, арбуз, кунжут и ряд других.

Культурные растения меняли человеческую историю. Например, в поисках специй, которые улучшали вкус пищи и ценились на вес золота, средневековые купцы отправлялись в Азию, налаживая новые торговые связи и культурный обмен. В поисках новых торговых путей, по которым можно было доставлять азиатские специи в Европу, путешественники пересекали океаны, открывая новые континенты.

Картофель, привезенный из Нового Света, считается причиной демографического взрыва в Европе и одной из предпосылок промышленной революции. Простой в выращивании и приготовлении, он произвел революцию в питании низших слоев населения и способствовал улучшению качества жизни и росту населения.

Кофе исследователи называют «великим отрезвителем» — напитком, который изменил жизнь купцов и способствовал активизации деловой жизни. Если в Средневековье из-за плохого качества воды среднестатистический человек в день употреблял около литра вина или полтора — два литра пива, то с появлением кофе у успешных людей появилась привычка оставаться трезвыми и вести дела на свежую голову.

Дикорастущие и культурные растения: чем отличаются

Дикорастущие растения — это те растения, которые произрастают без внимания человека, используя ресурсы окружающей среды. Среди них выделяют дикорастущие травы (крапива, ромашка, подорожник и другие), кустарники (малина, виноград ежевика и другие) и деревья (сосна, рябина, груша и другие).

Все дикорастущие растения делятся на три группы:

  1. Вредные, к которым относят паразитов, которые вредят сельскохозяйственным культурам и ядовитые растения.
  2. Полезные, которые люди используют для лечения (подорожник), парфюмерии (шалфей) или приготовления пищи (бузина).
  3. Растения, которые не приносят ни вреда, ни пользы людям, но необходимы для выживания животных, насекомых и птиц.

Дикорастущие и культурные растения нередко являются родственниками. В дикой природе можно найти немало аналогов культурных растений.

Главными отличиями дикорастущих растений являются:

  • Высокая приспособляемость и устойчивость к внешним воздействиям.

Они менее устойчивы к изменениям климата и способны легко выживать в любых погодных условиях. Культурные растения при изменении природных условий без помощи человека редко выживают.

  • Большая роль в экологической системе.

Дикорастущие растения играют важную роль в экологической системе региона, в котором они произрастают. Они очищают воздух, укрепляют почву, служат домом и пищей для многих видов насекомых и животных.

Поэтому исчезновение отдельных видов дикорастущих растений болезненно сказывается на окружающей среде. Многие дикорастущие растения, которые оказались под угрозой вымирания, занесены в Красную книгу.

У дикорастущих и культурных растений есть общие черты. Например, их можно успешно скрещивать между собой. Кроме того, без ухода человека культурные растения быстро «дичают» и обретают те первоначальные свойства, которые были у их диких предков.

Культурные растения: примеры и названия

Группы культурных растений выделяют по различным критериям. Например, среди культурных растений выделяют:

  1. Декоративные, которые используются для украшения ландшафта и внутреннего убранства жилищ. К ним относятся парковые кустарники и деревья, цветы, почвозащитные и мелиоративные растения (сосна, береза и т. д.)
  2. Зерновые и зернобобовые. Эту группу растений делят на те, которые употребляют в пищу (рис, нут, пшеница), и те, которые идут на корм животным (клевер, люцерна).
  3. Содержащие крахмал, используемый для пищевых и технических потребностей (ямс, картофель).
  4. Сахароносные, используемые для получения сахара (тростник и свекла).
  5. Масличные, которые используются с целью получения жиров растительного происхождения (подсолнечник, арахис, рапс, соя).
  6. Волокнистые, применяемые для получения промышленных товаров (лен, крапива, липа).
  7. Бахчевые и овощные, используемые в кулинарии (кабачок, арбуз, огурец).
  8. Плодовые, применяемые в тех же целях (яблоки, груши, бананы).
  9. Стимулирующие, которые используются для стимуляции нервной системы (чай, кофе, мак, конопля, табак).
Читать еще:  Чем полезна папайя: применение и противопоказания

Культурные растения, примеры которых можно найти в любой энциклопедии, изменили жизнь человека, стали одной из причин создания оседлых цивилизаций и промышленных технологий. Появление отдельных культурных растений связывают с радикальными изменениями в человеческом обществе и прогрессом цивилизации.

Культурные растения – классификация, общая характеристика и примеры с названиями

Немного теории

Любая история о культурном растении начинается с рассказа о его диком предке. Например, это широко известная легенда о том, как африканский пастух заметил, что козочки, поедавшие ягоды с одного крупного кустарника, становятся более бодрыми. Сегодня оно известно как кофейное дерево. Любопытно, что хотя родиной диких кофейных деревьев является Африка, выращивают окультуренные сорта преимущественно в Латинской Америке.

Иногда в литературе встречается термин «группы культурных растений». Но классификация их так сложна, что не всегда понятно, что он означает. На самом деле в настоящее время действует Международный номенклатурный кодекс для таких растений. Он не делит их на классы и семейства, как это обычно бывает в биологии. Здесь выделяют:

  1. Сорт. Он представляет собой группу растений, полученную в результате селекции и обладающую общими характеристиками. Причем это должны быть растения только одного биологического вида.
  2. Грекс — это гибрид между двумя и более видами. Употребляется только для орхидных.
  3. Группы — это совокупность сортов, полученных в результате селекции или генной инженерии.

Независимо от особенностей своего происхождения, все растения со временем изменили свойства по сравнению со своими предшественниками. Их плоды стали крупнее и получили лучшие вкусовые свойства, клубни теперь содержат больше крахмала, в зернах злаков появилось больше витаминов и т. д. Но в то же время культурные растения и сами требуют больше питательных веществ и влаги. Им нужно, чтобы человек постоянно о них заботился.

Чтобы растения давали хороший урожай, нужно изучить особенности каждого из них, определить наилучшие условия для их произрастания и т. д. Именно поэтому будущие агрономы изучают различные аграрные науки, предлагающие эффективные схемы севооборота, средства защиты растений от болезней и вредителей, регламентирующие селекционные работы.

История культурных растений

Примерно за 7−8 тысяч лет до н. э. начался процесс одомашнивания диких растений. Интересно, что произошло это и в Старом, и в Новом свете практически одновременно. Конечно, в каждой географической области для этого выбирали какие-нибудь виды окружающей флоры, характерные именно для этого региона.

Интересно, что при этом в Австралии растениеводство так и не развилось, поскольку особого многообразия растительных ресурсов тут не было, и большинство растений континента непригодно для выращивания в пищевых целях. Зато в Австралии произрастает орехоплодное растение макадамия, которое только недавно нашло применение в косметической промышленности.

Неравномерность в распределении растительных видов сказалась и на особенностях дальнейшего развития цивилизации. В общем виде эта теория хороша представлена в книге Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ».

В ней тема развития цивилизации представлена с несколько необычной стороны и говорится о том, что при наличии растениеводства люди могут собирать с той же площади гораздо больше продуктов, чем охотники и собиратели. Увеличивается плотность населения, накапливается определенный запас продовольствия, и часть людей от добычи пропитания переходит к развитию технологии и управленческих структур — так формируется цивилизация.

Практически на всей территории Северной Америки после ледникового периода не было культурных злаковых растений, и в итоге коренное население проиграло эти территории европейским фермерам-переселенцам, которые привезли с собой ячмень, пшеницу, рожь, различные овощные культуры.

Зависимость от регионов

Общины не оставались обособленными, между ними было торговое сообщение, постепенно распространялись семена и плоды эндемичных растений, так что иногда непонятно, к какому региону относится то или иное растение. Тем не менее в науке сегодня выделяют несколько генцентров происхождения культурных растений, были выделены также первичные и вторичные центры разнообразия (по Н. И. Вавилову).

Их можно представить в виде следующей таблицы:

Центр Растения
Южноазиатский тропический центр 33% Рис, кунжут, арахис, сахарный тростник, имбирь
Восточноазиатский центр 9% Некоторые виды риса, персик, фасоль адзуки, бамбук
Юго-Западноазиатский центр 14%. Это горох, рожь, лук-порей, дыни.
Средиземноморский центр 11%. Многие виды пшеницы, овса, бобовых культур, а также виноград и оливковое дерево
Эфиопский центр 4%. Некоторые виды хлопчатника, тыквы, гладиолуса, алоэ и т. д.
Центральноамериканский центр 10%. В основном это, конечно, Мексика. Эта страна является родиной кукурузы, острого перца, агавы и т. д.
Андийский (Южноамериканский) центр 9%. Анды — родина крупы киноа, хинного дерева и др.

Иногда отдельно выделяют Европейско-Сибирский центр. В таких климатических условиях не каждая культура будет хорошо расти. Но здесь смогли одомашнить сахарную свеклу, черешню, клевер и т. д.

Интересный факт — наибольшее число возделываемых растений дала Азия, причем и Дальний, и Ближний Восток вместе. И она же является самой густонаселенной, что подтверждает теорию Даймонда.

Принятая классификация

Существуют разные классификации культурных растений. Чаще всего их классифицируют по тем веществам, которые они содержат (крахмал, сахар, масло), или по их назначению и действию (например, стимулирующие, к числу которых относятся чайные кусты). Можно выделить следующие виды культурных растений:

  1. Декоративные. По сути, они не всегда выполняют какую-то практическую функцию, они просто улучшают качество жизни за счет украшения окружающего пространства. К этой группе относятся многие цветковые растения — этим термином называют не только травы, но и кустарники и деревья (в России, например, одним из самых популярных цветковых кустарников является сирень). Иногда они только украшают участок — например, как тюльпаны или ирисы. Иногда — активно используются в народной медицине и кулинарии, как розы, шиповник и т. д.
  2. Лекарственные растения. Это, например, ромашка аптечная, календула, шалфей, алоэ, валериана, хинное дерево. По мере изучения свойств культур этот список постоянно увеличивается.
  3. Зерновые и хлебные злаки. Это очень многочисленная группа. Например, к хлебным злакам относятся пшеница, ячмень, рис, кукуруза, а вот все виды овса входят в группу крупяных культур, наравне с гречихой, просом, киноа и т. д. Хотя крупу производят и из пшеницы или ячменя. Также выделяют группу зерновых бобовых культур, к числу которых относятся фасоль, горох, соя, чечевица и ряд других.
  4. Крахмалоносные. Самые известные представители этой группы — бататы и картофель. Но к ней же относятся и бананы (а не к плодам, как можно было подумать), и хлебное дерево.
  5. Сахароносные. Это довольно большая группа растения. Но для получения чистого кристаллического сахара используются в основном сахарная свёкла, тростник, некоторые виды сахарных пальм.
  6. Масличные — это подсолнух, оливковые деревья, рапс, кунжут, арахис.
  7. Волокнистые. Из них делают ткани. Это, например, хлопчатник, лен и джут.
  8. Овощные. Эта группа делится на несколько более мелких. Это могут быть пасленовые (томаты, баклажаны, сладкий перец), листовые и бутонные овощи (разные виды капусты, салата, каперсов), корнеплоды (морковь, свекла, сельдерей), а также тыквенные (это и огурцы, и тыквы, и дыни, и арбузы, хотя последние две культуры иногда относят к бахчевым, выделяя в отдельную группу).
  9. Плодовые и ягодные растения. В разных климатических зонах к ним относятся разные растения. В умеренных широтах это яблоня, вишня, слива, груша, в более южных к ним добавляются абрикос, гранат, айва, инжир. И этот список можно еще долго продолжать. В субтропическом климате выращивают лимоны, мандарины и актинидию китайскую (ее плоды называют киви). В тропиках к этой группе относятся анансы, манго, маракуйя. И это далеко не полные список. Кроме того, к ягодным культурам относят малину, землянику садовую (она также называется клубникой), смородину, крыжовник и т. д.
  10. Пряноароматические культуры — различные виды перца, мускатный орех, горчица, имбирь. Самая крупная категория в этой группе — пряные травы. К их числу относятся базилик, орегано, майоран, укроп, петрушка, тимьян и т. д.
  11. Стимулирующие — это чайные кусты, кофейное дерево, орехи кола, агава и т. д.

Таким образом, культуры играют важнейшую роль в питании человека — сегодня уже во всех регионах Земли.

Дополнительные сведения

Выделяют и другие группы растений, причем бывают очень подробные классификации. В основном они все равно разделяются по назначению. Например, отдельно выделяют:

Читать еще:  Правильная обрезка фикуса в домашних условиях

  • каучуконосы;
  • дубильные культуры;
  • природные красители.

Некоторые из них выращивают специально для парфюмерной промышленности, поскольку в них ценятся эфирные масла (герань, лаванда, иланг-иланг). В настоящее время важное значение приобрели водоросли. Их культивируют и ради пищевых целей, и для использования в фармацевтической промышленности.

Всего в мире используется более 3000 видов культур. Даже названия их запомнить сложно. Но все они играют очень важную роль, и в ближайшем будущем селекционные работы будут направлены на улучшение адаптивных способностей этих растений и повышение их урожайности.

Культурные растения [Агрокультуры]

Культурные растения — это растения, которые возделываются че­ловеком и используются им для различных нужд. В их семе­нах, плодах, вегетативных органах содержатся питательные вещества, витамины и минеральные соли. Культурные расте­ния являются источником получения продуктов питания для человека, витаминов, кормов для животных.

Многие виды цветковых растений окультурены и выращиваются человеком. Важнейшие из культурных растений — зерновые, овощные, плодово-ягодные, сахаро­носные, масличные, кормовые, прядильные и декоратив­ные. Культурные растения играют важную роль в жизни человека.

Происхождение культурных растений

В процессе своего развития человечество перешло от со­бирательства и охоты к современным формам скотоводства и земледелия. Тысячи лет назад, перейдя к оседлому обра­зу жизни, человек начал окультуривать дикорастущие рас­тения. Сельское хозяйство постепенно стало играть ведущую роль и сегодня является одной из главных отраслей матери­ального производства.

История зерновых культур

Зерновые культуры давно используются человеком. Вы­ращивание пшеницы началось в 7-м тыс. до н. э. в странах Ближнего и Среднего Востока (современные Ирак, Иран, Тур­ция). Многие культурные растения произошли от дикорасту­щих (например, однозернянка и двузернянка, которые явля­ются предками пшеницы). С 9 по 4-е тыс. до н. э. в Египте и на Ближнем Востоке был окультурен ячмень.

Рожь как сорная трава 5 тыс. лет назад распространилась со своей родины (Кавказ, Афганистан, Туркменистан) в Се­верную и Центральную Европу, где была окультурена.

Дикие формы овса, известные уже в 5-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке (Ирак, Иран), распространились вместе с дикой пшеницей и ячменем в Центральную Европу. В бронзовом веке (со 2-го тыс. до н. э.) началась селекция овса. Исходной формой овса по­севного является широко распространенный и в на­стоящее время овес дикора­стущий (рис. 195).

Виды культурных растений

Число культурных растений превышает 2,5 тыс. видов. К ним относятся, например, пшеница, ячмень, рожь, овес, кукуруза. фасоль, соя. горох, картофель, сахарная свекла, рапс, репа, подсолнечник, а также капуста, морковь, брюква, то­мат, салат, тыква, огурец, спаржа и др.

Злаки (зерновые культуры)

Биоло­гически зерновые культуры относятся к злакам. Зла­ки имеют полый цилиндри­ческий стебель и узкие ли­стья с параллельным жил­кованием. Мелкие цветки объединяются в простые соцветия — колоски. Эти колоски образуют сложное соцветие. Если колоски сидят непосред­ственно на главной оси, то это соцветие колос. Если колоски сидят на боковых веточках главной оси, то они образуют со­цветие метелку. Все злаки опыляются ветром. Плод злаков — зерновка. В зерновке накапливаются органические питатель­ные вещества — крахмал и белок. Злаки — это основа повсед­невного питания человека и домашних животных.

Овощные растения

К культурным растени­ям относятся также раз­личные овощные растения.

Овощные растения от­личаются высоким содер­жанием витаминов и мине­ральных веществ. Они яв­ляются важным элементом питания человека. Назови­те овощи, изображенные на рисунке 196. Овощами так-же являются корнеплоды (рис. 197) — брюква, дайкон, морковь, свекла, редис, репа, петрушка, сельдерей. Еще к овощным растениям отно­сятся луковичные (лук, чес нок) и листовые (петрушка, укроп, кинза, руккола, ими наш и др.).

Карто­фель

Одной из важнейших культур является карто­фель. Его родина — Южная Америка, где он был введен в культуру около 14 тыс. лет назад. В XVI в. картофель был завезен моряками в Европу и поначалу выращивался в ботанических садах как декора­тивней? растение. В картофельных клубнях накапливаются крахмал, минеральные вещества, белок и витамин С. Картофель — полезный и необходимый продукт питания.

Сахарная свекла

С середины XIX в. началось выра­щивание сахарной свеклы (рис. 199) — основной сахароносной культуры. Свек­ла — двулетнее культурное растение. В первый год у нее формируется корне­плод, в котором накапливаются пита­тельные вещества, прежде всего сахар, а цветки и плоды образуются на вто­рой год.

Осенью первого года корнеплоды убирают и отправляют на сахарный за­вод. Там их моют и измельчают. Из из­мельченной массы отжимают сок, из ко­торого с помощью фильтрования, испа­рения и очистки получают сахар. Сахар используется для производства конди­терских и хлебобулочных изделий, шоколада и конфет, со­ков и вин, мармелада и консервированных фруктов. Материал с сайта http://wiki-med.com

Плодовые растения

Для поддержания здо­ровья человеку необходимо употреблять в пищу фрук­ты и ягоды. В нашей стране наиболее часто встречаются такие плодово-ягодные рас­тения (рис. 198), как груша, яблоня, вишня, слива, алыча, черешня, абрикос, крыжов­ник, малина, ежевика, смородина, земляника, черно плодная рябина. Плоды этих растений очень вкусные, со­держат витамины, минеральные вещества и сахара.

Масличные растения

Важную роль в питании человека играют растительные масла, которые получают из семян масличных растений: подсолнечника, сои, рапса (рис. 200).

Прядильные растения

К культурным растениям относятся также прядильные (лен).

Кормовые растения

К кормовым растения относятся клевер, люцерна, люпин, тимофеевка, райграс, ежа сборная.

Читать еще:  Распространенные виды боярышника

Культурные декоративные растения

Культурными декоративными растениями являются мно­гие двудольные (сирень, чубушник, розы, астры, гвоздики, георгины, рудбекии и др.) и однодольные (гладиолусы, ирисы, ландыши, лилии, нарциссы, тюльпаны и др.).

Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 32 – 34

Мар 19

Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 32 – 34

Растениеводство

Ответы к стр. 32 – 34

1. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.

2. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Потребности в еде, питье, витаминах, одежде.

3. Практическая работа “Учимся сравнивать и описывать культурные растения”.

План:
1. Название растения.
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)?
4. Какие части ты видишь у растения?
5. Как они выглядят?
6. Как человек использует это растение?

Оценка выполненной работы:

4. С помощью учебника впиши в таблицу на с. 33 примеры растений каждой группы.

Разнообразие культурных растений

Зерновые культуры Кормовые культуры Прядильные культуры
пшеница, рожь тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла хлопчатник, лён

Вспомни, какие ещё группы культурных растений ты знаешь. Напиши, используя рисунки как подсказки.

Нефть. 1 — овощные (капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук);
2 — плодовые (яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина);
3 — декоративные (роза, астра, пион, георгин).

5. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты культурные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки/

6. Здесь запиши продукты растениеводства, которые ты употребляешь в пищу в течение одного дня. Укажи дату исследования.

Картофель, огурцы, помидоры, укроп, морковь, лук, пшеница, рис.

7. Выясни, какие книги о культурных растениях есть в библиотеке. С помощью одной из них подбери интересные факты по теме урока и подготовь сообщение. Сделай записи в тетради.

Книги о культурных растениях:

Лаврова С. А. “Занимательная ботаника для малышей”, Верзилин Н. М. “Путешествие с домашними растениями”, Головкин Б. Н. “О чём говорят названия растений”.

Кормовая свекла
Кормовая свекла была выведена только в XVI веке в Германии и уже в XVIII веке этот овощ быстро распространился по странам Европы. Возделывается во многих европейских странах, в Америке (США, Канада, Бразилия и др.), в Австралии, Новой Зеландии, Алжире, Тунисе и других. Уход за посевами заключается в прорежевании, прополке.

Корнеплоды кормовой свёклы содержат большое количество клетчатки и волокон. Кормовая свёкла в первый год жизни формирует крупный (до 10–14 кг) корнеплод разнообразной формы (мешковидная, овально-коническая, цилиндрическая, шаровидная) и окраски (жёлтая, белая, красная и др.) и розетку зелёных листьев, используемых в качестве сочного корма (листья также силосуют), легко убирается благодаря тому, что корнеплоды на две трети находятся на поверхности.

Убирают кормовую свёклу картофелекопателями, картофелеуборочными комбайнами, свеклоподъёмниками. Хранят в буртах или хранилищах. Урожай корнеплодов доходит до 900–1100 центнеров с гектара. Используется на корм домашнего скота, крупного рогатого скота, для повышения надоев молока.

Пшеница
Пшеница – главная наша кормилица. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Самые распространенные виды пшеницы – твердые и мягкие. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая, то есть посеянная перед зимой. Зеленые росточки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой, то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. Из пшеницы делают манную крупу, муку, а из нее – макароны. Вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.

Дикорастущие и культурные растения

На данном уроке мы узнаем с вами, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают.

Тема: Природа

Урок: Дикорастущие и культурные растения

1. Растения, которые нам знакомы

Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?

Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

2. Культурные и дикорастущие растения

Все эти растения можно разделить на две группы:

1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.

2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.

Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

3. Как возникли культурные растения

В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те, которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и появились культурные растения.

Культура – в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».

4. Дикорастущие растения

Давайте поближе познакомимся с дикорастущими растениями. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут везде, сами по себе.

Васильки называют сорняками, потому что на поле они мешают расти хлебу. Несмотря на это, васильки – очень красивые цветы, и люди издавна любят их собирать и плести из них венки.

5. Культурные растения

Культурные растения тоже делятся на 3 группы – деревья, кустарники и травы.

6. Зерновые растения

Что объединяет следующие 3 картинки?

Все это зерновые растения. Они растут на полях. Из них делают муку и крупу.

7. Плодовые растения

Слива, груша и персик – это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только деревья, но и кустарники, и даже травы.

8. Овощные растения

На полях и огородах растут овощи. Эти растения называют овощные.

9. Прядильные растения

Из льна и хлопка делают ткань. Такие растения называют прядильными.

10. Декоративные растения

11. Диаграмма «Культурные и дикорастущие растения»

Обобщим полученные знания в диаграмме:

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 62-65, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 25 раб.тетрадь учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Рассмотрите диаграмму из урока и приведите по 5 примеров растений на каждый подвид из тех, что растут в вашем регионе.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector